Вокруг всемирно известного опыта А. С. Макаренко
кипели, кипят и будут кипеть страсти. К творческому достоянию
педагога-новатора нико-гда не было спокойного отношения. Некоторые
исследователи призывают "внедрять систему А. С. Макаренко один к
одному", другие, наоборот, утверждают, что использовать ее вообще не
возможно, поскольку А. С. Макаренко - недостижимый талант, или
доказывают, что система устарела или пригодна только для специальных
учреждений. Сегодня в педагогике много говорят об инноватике, новой
области научного знания, интенсивно развивающейся в мире, открывающей
новые возможности для осмысления историко-педагогического опыта. Но
новое не прорастает из "ничего". Есть некие непреходящие ценности, идеи,
передаваемые как эстафета от поколения к поколению. Могут поменяться
формы и методы претворения этих идей в жизнь, но остается непреложной
истиной, точно также, как ветхозаветное "не убий":
-Борьба за педагогику, возвышающую человеческое
достоинство;
-Борьба за обретение педагогического и
человеческого счастья и развитие гуманистических начал в педагогике;
-Непрерывная борьба за человека и его
возможности;
- Борьба за утверждение и развитие сущности,
присутствующей в ка-ждом ребенке.
Именно эти проблемы составляют суть
педагогического наследия А. С. Макаренко, но это и те проблемы, которые
решает современная педагоги-ка.
Как же соотносится в научной и практической
деятельности А. С. Ма-каренко общее,
вечное, что принадлежит мировой прогрессивной педаго-гической
мысли; особенное, связанное со
спецификой времени, в котором он жил; и отдельное, то, что
определяется индивидуальным чертами педагога, конкретными
обстоятельствами жизни? Эти вопросы заставил меня еще раз обратиться к
педагогическому наследию великого педагога-практика, увидеть
преемственность в методах воспитания, ставших историческим прошлым и
практикуемых в современной школе, найти в этом рациональное зерно,
пригодное для практики своей работы.
Методологической основой наследия А. С. Макаренко
являются науч-ные знания, которые обеспечили ему ответ на вопрос, как и
каким спосо-бом действовать, чтобы нового человека по-новому
формировать. При этом он был твердо убежден, что методологические знания
о воспитании - не догма, они наполняются и развиваются. Этого принципа
придерживает-ся педагогический коллектив УВК "Лицей" г.
Риддера.
Нашему лицею в этом учебном году исполнилось 10
лет, в течение ко-торых мы, учителя, неустанно работаем над
совершенствованием воспита-ния лицеистов. А их в нашем учебном заведении
более 500 и живут они в разных районах города. Это побуждает педагогов
расширять воспитательное пространство, осваивать и учитывать в процессе
воспитания различные слои социальной среды, активно работать с семьями
лицеистов, их друзьями. Если А. С. Макаренко чаще всего работал с
беспризорниками, являясь фактически для них единственным отцом в большой
семье, то у нас, конечно, ситуация иная. Но семьи учеников лицея разные
по составу, социальному положению, моральному и материальному
благополучию, уровню взаимопонимания. И нередко учителя становятся для
своих учени-ков такими же близкими людьми, как родители, а иногда
пользуются и большим доверием.
Дифференцировав семьи, с высокой долей
вероятности можно предпо-лагать, какие жизненные потребности, ориентиры
становятся ведущими в тех или иных семьях. А потребности родителей,
естественно передаются детям.
"Глубочайший смыл воспитательной работы …
заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в
приведении их к той нравствен-ной высоте, которая…может побуждать
человека к борьбе за дальнейшее совершенствование", - писал в
"Педагогических раздумьях" А. С. Мака-ренко.
-Потребность в
самоутверждении лицеистов выражается в
стремле-нии быть уверенным в себе, становиться все лучше и лучше, т. е.
со-вершенствоваться. Это доказывает участие ребят в защите научных
проектов, дебатных играх "
-Потребность в самовыражении проявляется в стремлении каждого показать свои лучшие
качества, способности, что стало возможным благодаря тому, что в лицее
работают предметные объединения, где лицеисты занимаются в музыкальных,
художественных, театраль-ных, хоровых, хореографических кружках. Для
ребят их организова-но более 10, в различных направлениях. Помимо
учебных занятий ребята проводят общелицейские праздники, фестивали
творчества, выпускают газеты, видеофильмы, журналы, а учителя создают
усло-вия для успеха, стремятся, чтобы каждый мог проявить себя как
лич-ность.
-Потребность в самоопределении
- это синтез первичных потребно-стей. Она
выражается в поиске наиболее подходящей роли, своего места в
жизни.
При создании лицея было решено выбрать
физико-математическое и техническое направление в обучении, для того,
чтобы обеспечить дальнейшую успешность учащихся при поступлении в
ВУЗы.
Не секрет, что не все учащиеся успешно усваивают
углубленный курс математики, а больше склоняются к предметам
гуманитарного, естествен-нонаучного циклов. Для реализации этой задачи в
лицее работает с 1993 года Научное Лицейское Общество. Более 10 секций
объединяют ребят для реализации своих возможностей в исследованиях по
истории и обществоз-нанию, родному языку и литературе, биологии и химии,
краеведению и эт-нографии. Именно здесь старшеклассники выбирают ту
"нишу", в которой обеспечивается успешность.
-Потребность в самореализации осуществляется в использовании своих возможностей, в
достижении личных целей и планов, стрем-лении стать тем, кем хочешь.
Летом 2002 года лицей сделал свой де-сятый выпуск. И, верные лицейской
традиции, все 16 выпускников стали студентам ВУЗов, половина из них
обучаются бесплатно. Сре-ди выпускников прошлых лет есть студент
американского универси-тета Вовк Сергей. Могилев Константин закончил
Бауманскую ака-демию г. Москвы, Антропов Станислав окончил НГТУ и
работает в Америке, Савелков Александр по окончании ВКГУ отправился на
работу в Африку. Манаков Артем продолжает учебу в аспирантуре, Соколова
Марина преподает в НГТУ на кафедре математики, а Дэви Кирилл получил
грант на бесплатное обучение в Каз ГУ за 2-е место в республиканском
конкурсе научных проектов и успешно продол-жает учиться За всеми победам
стоит огромный труд наших педаго-гов по созданию условий для успешного
воспитания личности.
"Нравственно оправданная потребность - это есть
потребность коллек-тивиста, т. е. человека, связанного со своим
коллективом единой целью", - читаем мы у А. С. Макаренко в книге
"Воспитание гражданина". - … Не может быть личности вне коллектива, и
поэтому не может быть обособ-ленной судьбы". В трудах великого педагога
мы находим эксперименты по проблеме создания коллектива в различные
периоды жизни в зависимости от уровня сплоченности, состава учащихся,
характера актива и т. д. (тру-довая бригада, трудовое звено, кружки,
клубы, создаваемые в целях осу-ществления какой-либо конкретной
деятельности).
Когда ученики увлечены общим делом, ничто не
помешает их учебе. Какая деятельность лучше всего вовлекает, мотивирует,
побуждает учени-ков учиться? Это продуктивное обучение, которое
позволяет молодому че-ловеку попробовать себя в различных видах
деятельности, тем самым стать конкурентно-способным человеком на рынке
труда.
Поэтому "педагог должен искать и находить в своей
работе совершен-ные коллективные формы обучения и воспитания", убеждает
нас А. С. Макаренко.
Суть воспитания, по его словам, заключается в
том, что в центре стоит не просто деятельность, а совместная
деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и
задач, что мы называем деятельностным подходом к воспитанию
учащихся.
Следуя идеям Антона Семеновича, мы используем
различные мето-ды и формы коллективно-распределительной деятельности,
как на уроках, так и во внеурочное время, вовлекая в нее учащихся. Когда
педагог ориен-тируется на потребности воспитанников, о чем было сказано
раньше, то сами потребности подсказывают характер ведущей деятельности.
Для младших школьников - это коллективная игра, в которой все ее
участники должны соблюдать строгие правила. А это означает, что все дети
равны! Для детей подросткового возраста актуализируется потребность в
призна-нии. Здесь преобладающим видом коллективной деятельности
становятся разного рода соревнования. Для воспитанников юношеского
возраста про-водятся мероприятия творческого характера, где они
испытывают себя с точки зрения будущего призвания.
В современной педагогике известны еще и такие
коллективные методы, как :
-Метод проектов
-Мозговые атаки
-Исследовательский и проблемный метод
-Поисковый эксперимент
-Опытная работа .
В практике работы УВК "Лицей" каждый из названных
методов имеет место в работе факультативов, спецкурсов, в рамках Малой
Академии, ставших традиционными любимыми играх "Лидер Лицея", где
мотивация учащихся усиливается благодаря творческому характеру учебной
деятель-ности, самостоятельности, ответственности каждого перед членами
своего коллектива. А результатами этой работы становятся доклады,
рефераты, альбомы, видеофильмы, стенды и др. Ярким доказательством
успешности коллективной деятельности стали победы в областных
интеллектуально-творческих играх по системе РО в 2001 и 2002
году.
А опыт педагогической деятельности в этом
направлении, представ-ленный на научно-практической конференции,
посвященной проблемам деятельностного подхода к обучению и воспитанию в
феврале 2003 года, заинтересовал всех присутствующих и будет обобщен в
РНИЦ "Восток" г. Усть-Каменогорска.
В практике лицея используются групповые,
коллективные, массовые формы и методы взаимодействия с родителями.
Практикуется совместная творческая деятельность. Родители готовят с
детьми спектакли, праздники, участвуют в соревнованиях, ходят в походы,
выезжают на отдых за город. Обязательны и традиционны выступления
родителей на вечерах. Свидетелями тому были некоторые из вас, став
гостем наших творческих отчетов или юбилейного празднования в честь
10-тилетия лицея .
А. С. Макаренко в качестве опыта объединял в одну
группу детей раз-ных возрастов: малышей и более взрослых и отмечал, что
"такой коллек-тив, составленный по типу различных возрастов, приносил
гораздо больший воспитательный эффект" ("Проблемы школьного советского
воспита-ния")
В июне 2002 года такой подход мы использовали в
работе интеллекту-ально-творческого лагеря "Зорька" на Бухтарме. Там мы
собрали учеников не только разного возраста (2-11 классов), но и из
разных городов ВКО:
-Зыряновска
-Аягоза
-Усть-Каменогорска
-Риддера
Научным руководителем и идейным вдохновителем
такого коллектива стала Г. В. Антипина, руководитель регионального
отделения МАН и зам директора по научной работе в УВК "Лицей". Ее
помощниками и едино-мышленниками были: учитель начальных классов М. А.
Краснобаева, зам директора по УВР В. М. Хряпина, доцент кафедры вышей
математики ВКГУ Н. Н.Тепфер, научный сотрудник института истории и
этнографии имени Ч. Валиханова Оразбек Ернар Жумагалиулы.
В состав команды лицея вошли наиболее активные
ребята из НЛО. За-дачей педагогов стало не только формирование
разновозрастного детского коллектива, но и организация форм и методов
работы, способствующих активизации деятельности учащихся всех возрастов.
Программа работы включала умело организованный отдых в сочетании с
научной работой и трудовыми десантами и, конечно же, с мероприятиями по
укреплению здоровья учащихся. Ведь только в здоровом теле может быть
здоровый дух.
У А. С. Макаренко находим такое наставление:
"Жизнь детского кол-лектива должна быть гораздо бодрее, гораздо
подтянутее, гораздо весе-лее…Только в таком коллективе школа начнет
выполнять свои функции в деле воспитания молодежи…" ("Воля, мужество,
целеустремленность").
В трудах А. М. Макаренко находим еще одну важную
для нас мысль:"Я не представлял и не представляю себе, можно ли
воспитать детский кол-лектив, если не будет коллектива
педагогов…Решающим в деле воспита-ния является не метод одного учителя,
а организация школы, коллектива и организация воспитательного процесса"
("Мои педагогические воззре-ния").
В нашем учебном заведении единству
педагогического коллектива придается огромное значение.
Учебно-воспитательный комплекс объеди-нил для выполнения единой задачи -
воспитания и обучения подрастающего поколения воспитателей д\с, учителей
классов предшкольной подготовки, начальных классов, среднего и старшего
звеньев, преподавателей ВУЗов: ВКГУ, ВКТУ, ТПУ, ТУСУР. "В едином
педагогическом коллективе никто не гонится за тем, чтобы блеснуть своими
собственными достижениями, а стремятся блеснуть достижениям всего
коллектива". Эти слова А. С. Макаренко можно по праву отнести к
коллективу педагогов УВК "Лицей". Об этом говорят успешные выступления и
победы наших учителей в конкурсах различного уровня:
-на Республиканском - "Лучший учитель 2000" Ю. Б.
Мельников (3-е место)
-на Областном - "Лучший классный руководитель
2002" В. М. Хряпина (2-е место)
-на Городском - "Лучший учитель ИВТ" Могилев Д.
В. (1-е место)
Помощь в их подготовке оказывали все педагоги
лицея вместе с администрацией.
Очевидно, что проблемы воспитания, поднятые в
свое время А. С. Макаренко, чрезвычайно важны и необходимы современной
практике воспитания. Значение их в условиях реформирования образования
возрастает, с ходом времени значение идей и опыта А. С. Макаренко для
мировой культуры и цивилизации не исчерпывается. Его идеи воспитания
объективно создают широкие возможности для педагогического творчества и
являются фундаментом инновационной педагогики, направляющим вектором ее
дальнейшего развития. А. С. Макаренко по существу единственный классик
педагогики, всецело посвятивший свою деятельность воспитанию. По-этому
его наследие мы оцениваем и осваиваем, прежде всего с позиций
воспитательной педагогики, не переставая удивляться его прозорливости и
глубине мыслей.
Литература :
1. А. С. Макаренко "Воспитание
гражданина"þ
2. А. С. Макаренко "Педагогические раздумья"
.
3. А. С. Макаренко "Проблемы школьного советского
воспитания".
4. А. С. Макаренко "Воля, мужество,
целеустремленность" .
5. А. Н. Бойко "Обновленная парадигма
воспитания", М. Творческий центр, 1996ã.
6. А. К. Дусавицкий "Развитие личности в учебной
деятельности", М. Дом педагогики, 1996ã.
7. К. Кашман "Что делает учебу эффективной?"
(Школьные техноло-гии №2, 2001 г.)
8. Народное образование №№1,8,9 2000г., № 8 2002
год УВК "Лицей" г. Риддер, 2003 год Доклад Тема: "Значение
педагогического наследия А. С. Макаренко для современной теории и
практики воспитания" Автор: Хряпина Вера Максимовна, завуч УВК "Лицей"
Потребности