Хряпина Вера Максимовна-зам.директора по учебно-воспитательной работе

Вокруг всемирно известного опыта А. С. Макаренко кипели, кипят и будут кипеть страсти. К творческому достоянию педагога-новатора нико-гда не было спокойного отношения. Некоторые исследователи призывают "внедрять систему А. С. Макаренко один к одному", другие, наоборот, утверждают, что использовать ее вообще не возможно, поскольку А. С. Макаренко - недостижимый талант, или доказывают, что система устарела или пригодна только для специальных учреждений. Сегодня в педагогике много говорят об инноватике, новой области научного знания, интенсивно развивающейся в мире, открывающей новые возможности для осмысления историко-педагогического опыта. Но новое не прорастает из "ничего". Есть некие непреходящие ценности, идеи, передаваемые как эстафета от поколения к поколению. Могут поменяться формы и методы претворения этих идей в жизнь, но остается непреложной истиной, точно также, как ветхозаветное "не убий":

-Борьба за педагогику, возвышающую человеческое достоинство;

-Борьба за обретение педагогического и человеческого счастья и развитие гуманистических начал в педагогике;

-Непрерывная борьба за человека и его возможности;

- Борьба за утверждение и развитие сущности, присутствующей в ка-ждом ребенке.

Именно эти проблемы составляют суть педагогического наследия А. С. Макаренко, но это и те проблемы, которые решает современная педагоги-ка.

Как же соотносится в научной и практической деятельности А. С. Ма-каренко общее, вечное, что принадлежит мировой прогрессивной педаго-гической мысли; особенное, связанное со спецификой времени, в котором он жил; и отдельное, то, что определяется индивидуальным чертами педагога, конкретными обстоятельствами жизни? Эти вопросы заставил меня еще раз обратиться к педагогическому наследию великого педагога-практика, увидеть преемственность в методах воспитания, ставших историческим прошлым и практикуемых в современной школе, найти в этом рациональное зерно, пригодное для практики своей работы.

Методологической основой наследия А. С. Макаренко являются науч-ные знания, которые обеспечили ему ответ на вопрос, как и каким спосо-бом действовать, чтобы нового человека по-новому формировать. При этом он был твердо убежден, что методологические знания о воспитании - не догма, они наполняются и развиваются. Этого принципа придерживает-ся педагогический коллектив УВК "Лицей" г. Риддера.

Нашему лицею в этом учебном году исполнилось 10 лет, в течение ко-торых мы, учителя, неустанно работаем над совершенствованием воспита-ния лицеистов. А их в нашем учебном заведении более 500 и живут они в разных районах города. Это побуждает педагогов расширять воспитательное пространство, осваивать и учитывать в процессе воспитания различные слои социальной среды, активно работать с семьями лицеистов, их друзьями. Если А. С. Макаренко чаще всего работал с беспризорниками, являясь фактически для них единственным отцом в большой семье, то у нас, конечно, ситуация иная. Но семьи учеников лицея разные по составу, социальному положению, моральному и материальному благополучию, уровню взаимопонимания. И нередко учителя становятся для своих учени-ков такими же близкими людьми, как родители, а иногда пользуются и большим доверием.

Дифференцировав семьи, с высокой долей вероятности можно предпо-лагать, какие жизненные потребности, ориентиры становятся ведущими в тех или иных семьях. А потребности родителей, естественно передаются детям.

"Глубочайший смыл воспитательной работы … заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к той нравствен-ной высоте, которая…может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование", - писал в "Педагогических раздумьях" А. С. Мака-ренко.

-Потребность в самоутверждении лицеистов выражается в стремле-нии быть уверенным в себе, становиться все лучше и лучше, т. е. со-вершенствоваться. Это доказывает участие ребят в защите научных проектов, дебатных играх "

-Потребность в самовыражении проявляется в стремлении каждого показать свои лучшие качества, способности, что стало возможным благодаря тому, что в лицее работают предметные объединения, где лицеисты занимаются в музыкальных, художественных, театраль-ных, хоровых, хореографических кружках. Для ребят их организова-но более 10, в различных направлениях. Помимо учебных занятий ребята проводят общелицейские праздники, фестивали творчества, выпускают газеты, видеофильмы, журналы, а учителя создают усло-вия для успеха, стремятся, чтобы каждый мог проявить себя как лич-ность.

-Потребность в самоопределении - это синтез первичных потребно-стей. Она выражается в поиске наиболее подходящей роли, своего места в жизни.

При создании лицея было решено выбрать физико-математическое и техническое направление в обучении, для того, чтобы обеспечить дальнейшую успешность учащихся при поступлении в ВУЗы.

Не секрет, что не все учащиеся успешно усваивают углубленный курс математики, а больше склоняются к предметам гуманитарного, естествен-нонаучного циклов. Для реализации этой задачи в лицее работает с 1993 года Научное Лицейское Общество. Более 10 секций объединяют ребят для реализации своих возможностей в исследованиях по истории и обществоз-нанию, родному языку и литературе, биологии и химии, краеведению и эт-нографии. Именно здесь старшеклассники выбирают ту "нишу", в которой обеспечивается успешность.

-Потребность в самореализации осуществляется в использовании своих возможностей, в достижении личных целей и планов, стрем-лении стать тем, кем хочешь. Летом 2002 года лицей сделал свой де-сятый выпуск. И, верные лицейской традиции, все 16 выпускников стали студентам ВУЗов, половина из них обучаются бесплатно. Сре-ди выпускников прошлых лет есть студент американского универси-тета Вовк Сергей. Могилев Константин закончил Бауманскую ака-демию г. Москвы, Антропов Станислав окончил НГТУ и работает в Америке, Савелков Александр по окончании ВКГУ отправился на работу в Африку. Манаков Артем продолжает учебу в аспирантуре, Соколова Марина преподает в НГТУ на кафедре математики, а Дэви Кирилл получил грант на бесплатное обучение в Каз ГУ за 2-е место в республиканском конкурсе научных проектов и успешно продол-жает учиться За всеми победам стоит огромный труд наших педаго-гов по созданию условий для успешного воспитания личности.

"Нравственно оправданная потребность - это есть потребность коллек-тивиста, т. е. человека, связанного со своим коллективом единой целью", - читаем мы у А. С. Макаренко в книге "Воспитание гражданина". - … Не может быть личности вне коллектива, и поэтому не может быть обособ-ленной судьбы". В трудах великого педагога мы находим эксперименты по проблеме создания коллектива в различные периоды жизни в зависимости от уровня сплоченности, состава учащихся, характера актива и т. д. (тру-довая бригада, трудовое звено, кружки, клубы, создаваемые в целях осу-ществления какой-либо конкретной деятельности).

Когда ученики увлечены общим делом, ничто не помешает их учебе. Какая деятельность лучше всего вовлекает, мотивирует, побуждает учени-ков учиться? Это продуктивное обучение, которое позволяет молодому че-ловеку попробовать себя в различных видах деятельности, тем самым стать конкурентно-способным человеком на рынке труда.

Поэтому "педагог должен искать и находить в своей работе совершен-ные коллективные формы обучения и воспитания", убеждает нас А. С. Макаренко.

Суть воспитания, по его словам, заключается в том, что в центре стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач, что мы называем деятельностным подходом к воспитанию учащихся.

Следуя идеям Антона Семеновича, мы используем различные мето-ды и формы коллективно-распределительной деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время, вовлекая в нее учащихся. Когда педагог ориен-тируется на потребности воспитанников, о чем было сказано раньше, то сами потребности подсказывают характер ведущей деятельности. Для младших школьников - это коллективная игра, в которой все ее участники должны соблюдать строгие правила. А это означает, что все дети равны! Для детей подросткового возраста актуализируется потребность в призна-нии. Здесь преобладающим видом коллективной деятельности становятся разного рода соревнования. Для воспитанников юношеского возраста про-водятся мероприятия творческого характера, где они испытывают себя с точки зрения будущего призвания.

В современной педагогике известны еще и такие коллективные методы, как :

-Метод проектов

-Мозговые атаки

-Исследовательский и проблемный метод

-Поисковый эксперимент

-Опытная работа .

В практике работы УВК "Лицей" каждый из названных методов имеет место в работе факультативов, спецкурсов, в рамках Малой Академии, ставших традиционными любимыми играх "Лидер Лицея", где мотивация учащихся усиливается благодаря творческому характеру учебной деятель-ности, самостоятельности, ответственности каждого перед членами своего коллектива. А результатами этой работы становятся доклады, рефераты, альбомы, видеофильмы, стенды и др. Ярким доказательством успешности коллективной деятельности стали победы в областных интеллектуально-творческих играх по системе РО в 2001 и 2002 году.

А опыт педагогической деятельности в этом направлении, представ-ленный на научно-практической конференции, посвященной проблемам деятельностного подхода к обучению и воспитанию в феврале 2003 года, заинтересовал всех присутствующих и будет обобщен в РНИЦ "Восток" г. Усть-Каменогорска.

В практике лицея используются групповые, коллективные, массовые формы и методы взаимодействия с родителями. Практикуется совместная творческая деятельность. Родители готовят с детьми спектакли, праздники, участвуют в соревнованиях, ходят в походы, выезжают на отдых за город. Обязательны и традиционны выступления родителей на вечерах. Свидетелями тому были некоторые из вас, став гостем наших творческих отчетов или юбилейного празднования в честь 10-тилетия лицея .

А. С. Макаренко в качестве опыта объединял в одну группу детей раз-ных возрастов: малышей и более взрослых и отмечал, что "такой коллек-тив, составленный по типу различных возрастов, приносил гораздо больший воспитательный эффект" ("Проблемы школьного советского воспита-ния")

В июне 2002 года такой подход мы использовали в работе интеллекту-ально-творческого лагеря "Зорька" на Бухтарме. Там мы собрали учеников не только разного возраста (2-11 классов), но и из разных городов ВКО:

-Зыряновска

-Аягоза

-Усть-Каменогорска

-Риддера

Научным руководителем и идейным вдохновителем такого коллектива стала Г. В. Антипина, руководитель регионального отделения МАН и зам директора по научной работе в УВК "Лицей". Ее помощниками и едино-мышленниками были: учитель начальных классов М. А. Краснобаева, зам директора по УВР В. М. Хряпина, доцент кафедры вышей математики ВКГУ Н. Н.Тепфер, научный сотрудник института истории и этнографии имени Ч. Валиханова Оразбек Ернар Жумагалиулы.

В состав команды лицея вошли наиболее активные ребята из НЛО. За-дачей педагогов стало не только формирование разновозрастного детского коллектива, но и организация форм и методов работы, способствующих активизации деятельности учащихся всех возрастов. Программа работы включала умело организованный отдых в сочетании с научной работой и трудовыми десантами и, конечно же, с мероприятиями по укреплению здоровья учащихся. Ведь только в здоровом теле может быть здоровый дух.

У А. С. Макаренко находим такое наставление: "Жизнь детского кол-лектива должна быть гораздо бодрее, гораздо подтянутее, гораздо весе-лее…Только в таком коллективе школа начнет выполнять свои функции в деле воспитания молодежи…" ("Воля, мужество, целеустремленность").

В трудах А. М. Макаренко находим еще одну важную для нас мысль:"Я не представлял и не представляю себе, можно ли воспитать детский кол-лектив, если не будет коллектива педагогов…Решающим в деле воспита-ния является не метод одного учителя, а организация школы, коллектива и организация воспитательного процесса" ("Мои педагогические воззре-ния").

В нашем учебном заведении единству педагогического коллектива придается огромное значение. Учебно-воспитательный комплекс объеди-нил для выполнения единой задачи - воспитания и обучения подрастающего поколения воспитателей д\с, учителей классов предшкольной подготовки, начальных классов, среднего и старшего звеньев, преподавателей ВУЗов: ВКГУ, ВКТУ, ТПУ, ТУСУР. "В едином педагогическом коллективе никто не гонится за тем, чтобы блеснуть своими собственными достижениями, а стремятся блеснуть достижениям всего коллектива". Эти слова А. С. Макаренко можно по праву отнести к коллективу педагогов УВК "Лицей". Об этом говорят успешные выступления и победы наших учителей в конкурсах различного уровня:

-на Республиканском - "Лучший учитель 2000" Ю. Б. Мельников (3-е место)

-на Областном - "Лучший классный руководитель 2002" В. М. Хряпина (2-е место)

-на Городском - "Лучший учитель ИВТ" Могилев Д. В. (1-е место)

Помощь в их подготовке оказывали все педагоги лицея вместе с администрацией.

Очевидно, что проблемы воспитания, поднятые в свое время А. С. Макаренко, чрезвычайно важны и необходимы современной практике воспитания. Значение их в условиях реформирования образования возрастает, с ходом времени значение идей и опыта А. С. Макаренко для мировой культуры и цивилизации не исчерпывается. Его идеи воспитания объективно создают широкие возможности для педагогического творчества и являются фундаментом инновационной педагогики, направляющим вектором ее дальнейшего развития. А. С. Макаренко по существу единственный классик педагогики, всецело посвятивший свою деятельность воспитанию. По-этому его наследие мы оцениваем и осваиваем, прежде всего с позиций воспитательной педагогики, не переставая удивляться его прозорливости и глубине мыслей.

Литература :

1. А. С. Макаренко "Воспитание гражданина"þ

2. А. С. Макаренко "Педагогические раздумья" .

3. А. С. Макаренко "Проблемы школьного советского воспитания".

4. А. С. Макаренко "Воля, мужество, целеустремленность" .

5. А. Н. Бойко "Обновленная парадигма воспитания", М. Творческий центр, 1996ã.

6. А. К. Дусавицкий "Развитие личности в учебной деятельности", М. Дом педагогики, 1996ã.

7. К. Кашман "Что делает учебу эффективной?" (Школьные техноло-гии №2, 2001 г.)

8. Народное образование №№1,8,9 2000г., № 8 2002 год УВК "Лицей" г. Риддер, 2003 год Доклад Тема: "Значение педагогического наследия А. С. Макаренко для современной теории и практики воспитания" Автор: Хряпина Вера Максимовна, завуч УВК "Лицей" Потребности

493910 Республика Казахстан г.Риддер,ул.Кирова 90
Тел. Факс.(8-236) 2-20-52
mailto:UVK_ Licey@mail.ru
Hosted by uCoz