Урок казахской
литературы
по рассказу Дидахмета
Ашимханова
"Каменная падь"
Внеклассное чтение, VIII
класс.
Основные цели урока:
-подготовить наиболее эффективное
вхождение в текст: дать необходимые ориентиры учащимся (жанр и название
произведения); вызвать интерес к рассказу;
- целенаправленной организацией
мыслительной деятельности способствовать развитию логического мышления,
развивать умение анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку
зрения;
-подвести школьников к осознанию
сущности нравственных понятий честь, совесть, достоинство человека) и
тем самым воздействовать на формирование этих качеств.
Урок проводится в форме игры
"Дебаты". ФОПД групповая.
Эпиграф:Несчастный!И как же я тогда не
догадался убрать с дороги этот камень? Почему не догадался, что он для
меня обернется бедой? А теперь приходится мучиться…
Из рассказа Д.Ашимханова "Каменная
падь".
Задание в начале
урока: определите и объясните мотивы
поступков Жаппаса? Каково Ваше отношение к герою, и его
поступкам?
Тема для утверждения:
Жаппас виновен в том, что с ним происходит.
Тема для опровержения:
Жаппас не виновен в том, что с ним
происходит.
Словарная работа (для осмысления по
ходу урока)
Самосознание.
Нравственность.
Честность.
Честь, долг, совесть, зависть,
достоинство.
Мнение линии
утверждения: критерий. Каждый человек несет
ответственность за свои поступки.
1. Цена за все разная (духовностью,
совестью)
2. Гибель человека (какая?)
-Физическая
-Нравственная
-Что Страшнее?
-Страшно и то, и другое;
-Жаппас гибнет нравственно.
Проследим за поведением героя и увидим
его глазами.
Автор>>> Îн сам>>>
Азимхан
(примеры)
Жаппас очень честолюбив, завистлив,
труслив, отсюда все его несчастья
(примеры из текста).
Наживаться на горе грех,
безысходность.
Писатель использует принцип
противопоставления героев Жаппаса и Азимхана (подтверждение из
теста)
Название рассказа "Каменная падь" -это
нравственный урок для героя рассказа. Кто накажет человека? Жизнь,
совесть, зависть?
Вывод, к которому
приходит утверждающая сторона: Каждый человек несет
ответственность за свои поступки. Свои рассказом Ашимханов
предупреждает: бойтесь сил зла, зависти, так как зло ведет к ненависти,
эгоизму, непониманию, к преступлению. Отсюда и наш вывод: главный герой
рассказа "Каменная падь" Жаппас во всех бедах виновен сам.
Мнение
опровергающих:Критерий. В каждом живет доброе и
плохое.
Общество имеет большое влияние на
формирование личности.
1. Почему это произошло?
-Каково состояние Жаппаса после
случившегося?
Преступление>>>
Наказание>>>Очищение>>> Покаяние
2. Если ты оступился?
Что это такое?>>> Всегда ли
должно быть наказание?
3. Ситуация: отказывает в помощи
пасечнику.
-Действия героя в ней. Каковы
побудительные мотивы? (проследите за переживаниями героя по тексту,
оправдайте его поступок).
4. Смысл заглавия рассказа.
Жизнь =дорога =судьба =каменная
падь
5. В каждом живет доброе и плохое.
Жаппас много размышляет над своей жизнью, обвиняет себя, как тут же в
его душу вселяется "бес" и он становится прежним.
Итог, к которому
приходит команда опровержения: В жизни нет плохих людей, а
есть люди с положительными и отрицательными чертами характера. Если в
человеке больше плохого, то ему нужно помочь, объяснить, что он
неправильно поступает. Мы не можем называть Жаппаса злым, эгоистичным,
он попал в такие условия, у него нет другого выбора. Если Жаппас умеет
переживать, то это неплохой человек. он не виноват и хочет исправиться,
но пока у него не получается. Ему нужно помочь.
В конце
урока после всех рассуждений сочинение -миниатюра "О чем
заставляет задуматься рассказ Ашимханова "Каменная падь?"
Выдержки из работ
учащихся:
"Рассказ Ашимханова "Каменная падь"
заставляет меня задуматься о многом. Во -первых, почему люди так
поступают по отношению друг к другу. Во -вторых, почему завидуют. В
-третьих, почему много эгоистов."
"Я бы хотела, чтобы ничего этого не
было на земле, а люди бы уважали друг друга, относились с
пониманием."
"С малых лет начинается формирование
личности человека. Общество, которое его окружает, имеет большое влияние
на это формирование. Если в обществе человек чувствует "дурное
отношение", то и сам, в конце концов, становится злым, эгоистичным. Мне
кажется, что именно в таком обществе и побывал Жаппас. Так во имя добра
на земле будем относится друг к другу с пониманием!"
После игры учащиеся
высказали мне: " Каждый человек делает свой выбор, который
зависит только от него самого. Ответственность за свои поступки,
верность человеческому долгу, истине, самому себе -главное в жизни".