Архипова Любовь Ивановна-учитель русского языка и литературы.

Урок казахской литературы

по рассказу Дидахмета Ашимханова

"Каменная падь"

Внеклассное чтение, VIII класс.

Основные цели урока:

-подготовить наиболее эффективное вхождение в текст: дать необходимые ориентиры учащимся (жанр и название произведения); вызвать интерес к рассказу;

- целенаправленной организацией мыслительной деятельности способствовать развитию логического мышления, развивать умение анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

-подвести школьников к осознанию сущности нравственных понятий честь, совесть, достоинство человека) и тем самым воздействовать на формирование этих качеств.

Урок проводится в форме игры "Дебаты". ФОПД групповая.

Эпиграф:Несчастный!И как же я тогда не догадался убрать с дороги этот камень? Почему не догадался, что он для меня обернется бедой? А теперь приходится мучиться…

Из рассказа Д.Ашимханова "Каменная падь".

Задание в начале урока: определите и объясните мотивы поступков Жаппаса? Каково Ваше отношение к герою, и его поступкам?

Тема для утверждения: Жаппас виновен в том, что с ним происходит.

Тема для опровержения: Жаппас не виновен в том, что с ним происходит.

Словарная работа (для осмысления по ходу урока)

Самосознание.

Нравственность.

Честность.

Честь, долг, совесть, зависть, достоинство.

Мнение линии утверждения: критерий. Каждый человек несет ответственность за свои поступки.

1. Цена за все разная (духовностью, совестью)

2. Гибель человека (какая?)

-Физическая

-Нравственная

-Что Страшнее?

-Страшно и то, и другое;

-Жаппас гибнет нравственно.

Проследим за поведением героя и увидим его глазами.

Автор>>> Îн сам>>> Азимхан

(примеры)

Жаппас очень честолюбив, завистлив, труслив, отсюда все его несчастья

(примеры из текста).

Наживаться на горе грех, безысходность.

Писатель использует принцип противопоставления героев Жаппаса и Азимхана (подтверждение из теста)

Название рассказа "Каменная падь" -это нравственный урок для героя рассказа. Кто накажет человека? Жизнь, совесть, зависть?

Вывод, к которому приходит утверждающая сторона: Каждый человек несет ответственность за свои поступки. Свои рассказом Ашимханов предупреждает: бойтесь сил зла, зависти, так как зло ведет к ненависти, эгоизму, непониманию, к преступлению. Отсюда и наш вывод: главный герой рассказа "Каменная падь" Жаппас во всех бедах виновен сам.

Мнение опровергающих:Критерий. В каждом живет доброе и плохое.

Общество имеет большое влияние на формирование личности.

1. Почему это произошло?

-Каково состояние Жаппаса после случившегося?

Преступление>>> Наказание>>>Очищение>>> Покаяние

2. Если ты оступился?

Что это такое?>>> Всегда ли должно быть наказание?

3. Ситуация: отказывает в помощи пасечнику.

-Действия героя в ней. Каковы побудительные мотивы? (проследите за переживаниями героя по тексту, оправдайте его поступок).

4. Смысл заглавия рассказа.

Жизнь =дорога =судьба =каменная падь

5. В каждом живет доброе и плохое. Жаппас много размышляет над своей жизнью, обвиняет себя, как тут же в его душу вселяется "бес" и он становится прежним.

Итог, к которому приходит команда опровержения: В жизни нет плохих людей, а есть люди с положительными и отрицательными чертами характера. Если в человеке больше плохого, то ему нужно помочь, объяснить, что он неправильно поступает. Мы не можем называть Жаппаса злым, эгоистичным, он попал в такие условия, у него нет другого выбора. Если Жаппас умеет переживать, то это неплохой человек. он не виноват и хочет исправиться, но пока у него не получается. Ему нужно помочь.

В конце урока после всех рассуждений сочинение -миниатюра "О чем заставляет задуматься рассказ Ашимханова "Каменная падь?"

Выдержки из работ учащихся:

"Рассказ Ашимханова "Каменная падь" заставляет меня задуматься о многом. Во -первых, почему люди так поступают по отношению друг к другу. Во -вторых, почему завидуют. В -третьих, почему много эгоистов."

"Я бы хотела, чтобы ничего этого не было на земле, а люди бы уважали друг друга, относились с пониманием."

"С малых лет начинается формирование личности человека. Общество, которое его окружает, имеет большое влияние на это формирование. Если в обществе человек чувствует "дурное отношение", то и сам, в конце концов, становится злым, эгоистичным. Мне кажется, что именно в таком обществе и побывал Жаппас. Так во имя добра на земле будем относится друг к другу с пониманием!"

После игры учащиеся высказали мне: " Каждый человек делает свой выбор, который зависит только от него самого. Ответственность за свои поступки, верность человеческому долгу, истине, самому себе -главное в жизни".  


493910 Республика Казахстан г.Риддер,ул.Кирова 90
Тел. Факс.(8-236) 2-20-52
mailto:UVK_Licey@mail.ru
Hosted by uCoz