Программа опытно-исследовательской
деятельности
Тема: "Педагогическая
поддержка как одна из категорий современного воспитания и образования".
I. Обоснование проблемы:
Вступление
РК в новый социально-экономический этап своего развития, связанный
с глубокими изменениями во всех сферах общества, безусловно, сопровождается
сложными процессами перемен, как в общественном, так и в индивидуальном
сознании. Духовно-нравственное становление детей, подготовка их
к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества
и государства.
Развитие
системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций
личностно-ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных
условий для саморазвития каждого ребенка.
Однако
педагоги испытывают значительные трудности в своей дея-тельности
из-за отсутствия технологических средств и способов для решения
поставленных задач. С другой стороны, сами эти средства вне опоры
на теоретическое обоснование стратегии их применения могут оказаться
неадекватными поставленным задачам.
Одним
из направлений реализации личностно-ориентированной педа-гогики
сегодня рассматривается технология педагогической поддержки. Это
система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного
потенциала ребенка, включающая помощь ученикам, учителям, родителям
в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей
(О. Газман, И. Якиманская, В. Бедерханова и др.). Объективное
существование противоречия между общими для всех учащихся целями,
содержанием обучения и индивидуальными возможностя-ми каждого ребенка,
между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуальным
особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный
характер освоения учебного материала конкретным школьником, привело
к необходимости реализации педагогиче-ской поддержки педагогов по
оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных
с саморазвитием, самоопределением и самообразованием.
II. Актуальность данной
проблемы определяется содержанием воспитательной деятельности
педагога - созданием условий для развития личности ребенка. Особенно
актуальной педагогическая поддержка становится тогда, когда взаимодействие
макро- и микросистем носит характер конфликта. Ребенок, реально
находясь в нем, нуждается в поддержке, которая строится пе-дагогом
как процесс перевода жизненной ситуации ребенка в проект образовательной
ситуации, через которую ребенок приобретает возможность занять рефлексивную
позицию по отношению к конфликту, обнаружить культурные способы,
позволяющие ему выстраивать и реализовать собственную позицию в
создавшейся ситуации. В результате учащийся должен научиться управлять
своими эмоциями и поведением, иметь активную жизненную позицию,
креативности мышления, суметь выбрать свой жизненный путь и реализовать
его. Приведенные аргументы дают основание для вывода о необходимости
организации педагогической поддержки в 5-х классах УВК "Лицей",
когда классный руководитель берет на себя ответственность за особую
организа-цию подростковой жизни. Главная задача воспитателя довести
новые формы воздействия до норм и традиций, сократив при этом период
адаптации уча-щихся к новым условиям. Организовать коммуникацию
с родителями при-бывших учащихся из школ города по оформлению правил
общежития: родитель - ученика - школа. Это новая практика, где социальные
взаимодействия не даются готовыми, а должны обсуждаться, обновляться
и достраиваться.
Другой аспект проблемы
в следующем:
В конце
XX века, когда материальные ресурсы государства явно ограни-ченны,
именно интеллектуальные ресурсы становятся залогом его процве-тания,
а интеллектуальная форма собственности - важнейшей, ибо только работа
индивидуального интеллекта обеспечивает появление нового обще-ственного
знания. Следовательно, уже сегодня одаренные дети в любом общест-ве
должны рассматриваться как национальное достояние и вправе рассчитывать
на особые социальные права.
Между тем, к образованию предъявляются противоречивые
требова-ния: массовое образование не способно развить индивидуальные
задатки, а персональная подготовка образованных интеллектуалов не
может быть мас-совой и удовлетворять популистскому принципу всеобщего
равенства.
Как видим, реальное положение дел более
чем драматично. Одарен-ные дети (особенно дошкольники) оказываются
за скобками всех педагоги-ческих и социальных программ. Яркой иллюстрацией
к этому выводу слу-жит тот факт, что 30 процентов всех, отчисленных
из общеобразовательной школы за неуспеваемость,- одаренные дети.
Известно, что одаренным детям для успешного
развития нужна спе-циальная и длительная педагогическая поддержка.
Цель создания центра для одаренных детей
- дать образование по-тенциально одаренным и талантливым детям в
соответствии с их психофи-зиологическими, когнитивными, аффективными
и креативными особенно-стями
Вместо заключения вспомним древнюю историю,
когда Александр Македонский, будучи юношей, выбрал себе из целого
табуна именно Буцефала, которого отец Александра, Филипп, считал
негодным конем из-за гордого нрава. Плутарх пишет по этому поводу:
"Пример этого коня ука-зывает нам на то, что много отличных природных
дарований гибнет по вине на-ставников, которые коней обращают в
ослов, не умея управлять возвышенными и свободными существами".
В
марте 1998 года в рамках творческого сотрудничества с государст-венной
программой поддержки одарённых и талантливых детей и молодё-жи Казахстана
"Дарын" был создан на базе нашего лицея городской центр Созидания
Личности.
Именно
этот фактор заставил педагогический коллектив обратиться к опытно-исследовательской
работе по проблеме "Вариативность содержа-ния и технологий обучения
и воспитания как условие развития одарённо-сти в лицее". А значит
каждый педагог должен был включиться в работу для успешного решения
вопроса.
III. Основные принципы обеспечивания
педагогической поддержки (по О. С. Газману):
-Согласие
ребенка на помощь и поддержку;
-Опора на личные силы и потенциальные возможности
личности;
-Ориентация на способность ребенка самостоятельно
преодоле-вать препятствия;
-Совместность, сотрудничество, содействие;
- Доброжелательность, безопасность, защита
здоровья;
-Реализация принципа "Не навреди!"
-Рефлексивно-аналитический подход к процессу
и результату.
Основная цель опытно-исследовательской
деятельности:
Создать модель педагогической поддержки учащихся,
определить ее содержание, формы, условия оптимального функционирования.
Задачи:
1. изучить состояние проблемы в педагогической,
психологической тео-рии и практической деятельности учителей;
2. овладеть технологией педагогической поддержки;
3. направить воспитательный процесс на раскрытие
личностного потенциала вех участников образовательного процесса,
разработав общие коллективные цели.
Наибольший
успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут
тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и
возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных
дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются
от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного
обучения одаренных детей по специально разработанным программам.
Многогранность
и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования
разнообразных направлений, форм и ме-тодов работы с одаренными детьми.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы должно
проходить на основе принципов ин-дивидуализации и дифференциации
учебно-воспитательного процесса. дифференциация образовательного
процесса на основе специализации обучения одаренных школьников (углубленного
прохождения учебных предметов), что предполагает использование различных
типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального
подхода. Эта форма обучения особенно актуальна для тех одаренных
детей, у которых к концу подросткового возраста сформировался устойчивый
интерес к определен-ной области знания.
Большие,
еще не использованные возможности содержатся в такой форме работы
с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или
объединений, предоставляющих учащимся не только воз-можность выбора
направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа
и способа продвижения в предмете. Личностно-деятельностный характер
образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач
дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных
детей.
Четыре стратегии:
- Ускорение (примером такой формы обучения
могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы)
-Углубление (более глубокое изучение тем,
дисциплин или областей знания)
-Обогащение (обучение детей разнообразным
способам и приемам работы, погружение учащихся в исследовательские
проекты, инновационное обучение)
-Проблематизация (использование оригинальных
объясне-ний, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и
альтернативных интерпретаций)
В
2002-2003 учебном году в УВК "Лицей" вводится эксперимент по проблеме:
"Тьютор как связующее звено между родителями, учениками и школой".
Для проведения
эксперимента были взяты два 5-ых класса, обучавших-ся в Лицее с
1-го класса и вновь набран 5 "В" класс из разных школ города, разных
школьных коллективов. Работу тьютора в этих классах ведет один учитель,
классный руководитель всех трех классов, который наблюдает за поведением,
успехами и неудачами учеников, обсуждает это с учителями на "малых"
педагогических советах, в индивидуальных встречах с родителями показывает
динамику роста успехов ребенка.
Практика
показывает, что при переходе из начального звена в среднюю ступень
обучения, у учащихся снижается результативность обучения, что вы-зывается
утомляемостью, перегрузкой, эмоциональным и психологическим напряжением.
Задача,
стоящая перед педколлективом в первые месяцы учебного года, - сокращение
периода адаптации учащихся с целью их скорейшего включе-ния в выполнение
намеченных программ и планов.
Данная
программа нацелена на более успешную и безболезненную адаптацию
начинающих свое обучение в Лицее учащихся 5 "В" класса и создание
максимально благоприятных условий для самореализации личности детей,
окончивших обучение в начальной школе Лицея.
В ее
выполнении участвуют учителя-предметники, психологи, медработник,
родители, администрация, классный руководитель
.Программа
помощи в адаптации учащихся в 5 -ых классах:
Пояснительная записка
С попытки ответить на вопрос, какова школа,
в которой родители хоте-ли бы учить своих детей, учителя - работать
и ученики - учиться, началась история тьюторства в нашем Лицее
Рамки, ограничивающие учительские размышления,
были следующие:
-выполнение общих требований к образованию;
- необходимость придать выпускнику школы
хорошие стартовые качества.
Родители хотели в разные периоды разного:
- реального, гармоничного развития ребенка;
- сбережения его здоровья; ·сохранения его
желания ходить в школу;
-иметь возможность развития для детей,
- развития самоорганизации у подростка;
- помощи в профессиональной ориентации подростков,
проявлении индиви-дуальных возможностей.
Раздел 1. Коллективная
деятельность по адаптации учащихся 5-х классов
Раздел 2. Координация
деятельности педколлектива в период адаптации учащихся 5-х классов
Раздел 3.
Подведение итогов
-подготовка отчетных справок по итогам проведения
программы
-выработка рекомендаций, решений
-выявление проблем, требующих дальнейшего
контроля
-проведение родительского собрания
-Анализ итогов совместной деятельности Лицея
и родителей в период адаптации учащихся 5-х клас-сов
Содержание работы на период 2003-2005
г.г.
- Изучение литературы и передового опыта
по проблеме одаренности
-Выбор методов диагностики для определения
уровня одаренности учащихся
-Выявление одаренных детей и работа по индивидуальным
программам развития с использованием инновационных педагогических
технологий
- Работа с родителями учащихся
-Результативность работы по проблеме одаренности
детей и обобщение опыта
Воспитательная деятельность строится на
принципах:
-самоактуализации (побудить и поддержать
стремление учащихся к проявлению и развитию возможностей);
-индивидуальности (создание условий для уникальности
классно-го коллектива);
-выбора (воспитание в условиях постоянного
выбора содержания, форм, способов организации УВП и жизнедеятельности
класса);
-творчества и успеха (развитие креативности,
стимулирование работы по самосовершенствованию);
-доверия и поддержки (обогащение арсенала
педагогической деятельности гуманистическими, личностно-ориентированными
технологиями обучения и воспитания).