Хряпина Вера Максимовна-зам.директора по учебно-воспитательной работе

Программа опытно-исследовательской деятельности

Тема: "Педагогическая поддержка как одна из категорий современного воспитания и образования".

I. Обоснование проблемы:

Вступление РК в новый социально-экономический этап своего развития, связанный с глубокими изменениями во всех сферах общества, безусловно, сопровождается сложными процессами перемен, как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Духовно-нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно-ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития каждого ребенка. Однако педагоги испытывают значительные трудности в своей дея-тельности из-за отсутствия технологических средств и способов для решения поставленных задач. С другой стороны, сами эти средства вне опоры на теоретическое обоснование стратегии их применения могут оказаться неадекватными поставленным задачам.

Одним из направлений реализации личностно-ориентированной педа-гогики сегодня рассматривается технология педагогической поддержки. Это система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (О. Газман, И. Якиманская, В. Бедерханова и др.). Объективное существование противоречия между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностя-ми каждого ребенка, между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуальным особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным школьником, привело к необходимости реализации педагогиче-ской поддержки педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с саморазвитием, самоопределением и самообразованием.

II. Актуальность данной проблемы определяется содержанием воспитательной деятельности педагога - созданием условий для развития личности ребенка. Особенно актуальной педагогическая поддержка становится тогда, когда взаимодействие макро- и микросистем носит характер конфликта. Ребенок, реально находясь в нем, нуждается в поддержке, которая строится пе-дагогом как процесс перевода жизненной ситуации ребенка в проект образовательной ситуации, через которую ребенок приобретает возможность занять рефлексивную позицию по отношению к конфликту, обнаружить культурные способы, позволяющие ему выстраивать и реализовать собственную позицию в создавшейся ситуации. В результате учащийся должен научиться управлять своими эмоциями и поведением, иметь активную жизненную позицию, креативности мышления, суметь выбрать свой жизненный путь и реализовать его. Приведенные аргументы дают основание для вывода о необходимости организации педагогической поддержки в 5-х классах УВК "Лицей", когда классный руководитель берет на себя ответственность за особую организа-цию подростковой жизни. Главная задача воспитателя довести новые формы воздействия до норм и традиций, сократив при этом период адаптации уча-щихся к новым условиям. Организовать коммуникацию с родителями при-бывших учащихся из школ города по оформлению правил общежития: родитель - ученика - школа. Это новая практика, где социальные взаимодействия не даются готовыми, а должны обсуждаться, обновляться и достраиваться.

Другой аспект проблемы в следующем: В конце XX века, когда материальные ресурсы государства явно ограни-ченны, именно интеллектуальные ресурсы становятся залогом его процве-тания, а интеллектуальная форма собственности - важнейшей, ибо только работа индивидуального интеллекта обеспечивает появление нового обще-ственного знания. Следовательно, уже сегодня одаренные дети в любом общест-ве должны рассматриваться как национальное достояние и вправе рассчитывать на особые социальные права.

Между тем, к образованию предъявляются противоречивые требова-ния: массовое образование не способно развить индивидуальные задатки, а персональная подготовка образованных интеллектуалов не может быть мас-совой и удовлетворять популистскому принципу всеобщего равенства.

Как видим, реальное положение дел более чем драматично. Одарен-ные дети (особенно дошкольники) оказываются за скобками всех педагоги-ческих и социальных программ. Яркой иллюстрацией к этому выводу слу-жит тот факт, что 30 процентов всех, отчисленных из общеобразовательной школы за неуспеваемость,- одаренные дети.

Известно, что одаренным детям для успешного развития нужна спе-циальная и длительная педагогическая поддержка.

Цель создания центра для одаренных детей - дать образование по-тенциально одаренным и талантливым детям в соответствии с их психофи-зиологическими, когнитивными, аффективными и креативными особенно-стями

Вместо заключения вспомним древнюю историю, когда Александр Македонский, будучи юношей, выбрал себе из целого табуна именно Буцефала, которого отец Александра, Филипп, считал негодным конем из-за гордого нрава. Плутарх пишет по этому поводу: "Пример этого коня ука-зывает нам на то, что много отличных природных дарований гибнет по вине на-ставников, которые коней обращают в ослов, не умея управлять возвышенными и свободными существами". В марте 1998 года в рамках творческого сотрудничества с государст-венной программой поддержки одарённых и талантливых детей и молодё-жи Казахстана "Дарын" был создан на базе нашего лицея городской центр Созидания Личности. Именно этот фактор заставил педагогический коллектив обратиться к опытно-исследовательской работе по проблеме "Вариативность содержа-ния и технологий обучения и воспитания как условие развития одарённо-сти в лицее". А значит каждый педагог должен был включиться в работу для успешного решения вопроса.

III. Основные принципы обеспечивания педагогической поддержки (по О. С. Газману):

-Согласие ребенка на помощь и поддержку;

-Опора на личные силы и потенциальные возможности личности;

-Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодоле-вать препятствия;

-Совместность, сотрудничество, содействие;

- Доброжелательность, безопасность, защита здоровья;

-Реализация принципа "Не навреди!"

-Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Основная цель опытно-исследовательской деятельности:

Создать модель педагогической поддержки учащихся, определить ее содержание, формы, условия оптимального функционирования.

Задачи:

1. изучить состояние проблемы в педагогической, психологической тео-рии и практической деятельности учителей;

2. овладеть технологией педагогической поддержки;

3. направить воспитательный процесс на раскрытие личностного потенциала вех участников образовательного процесса, разработав общие коллективные цели.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и ме-тодов работы с одаренными детьми. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов ин-дивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса. дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников (углубленного прохождения учебных предметов), что предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального подхода. Эта форма обучения особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых к концу подросткового возраста сформировался устойчивый интерес к определен-ной области знания. Большие, еще не использованные возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся не только воз-можность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Четыре стратегии:

- Ускорение (примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы)

-Углубление (более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания)

-Обогащение (обучение детей разнообразным способам и приемам работы, погружение учащихся в исследовательские проекты, инновационное обучение)

-Проблематизация (использование оригинальных объясне-ний, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций)

В 2002-2003 учебном году в УВК "Лицей" вводится эксперимент по проблеме: "Тьютор как связующее звено между родителями, учениками и школой". Для проведения эксперимента были взяты два 5-ых класса, обучавших-ся в Лицее с 1-го класса и вновь набран 5 "В" класс из разных школ города, разных школьных коллективов. Работу тьютора в этих классах ведет один учитель, классный руководитель всех трех классов, который наблюдает за поведением, успехами и неудачами учеников, обсуждает это с учителями на "малых" педагогических советах, в индивидуальных встречах с родителями показывает динамику роста успехов ребенка. Практика показывает, что при переходе из начального звена в среднюю ступень обучения, у учащихся снижается результативность обучения, что вы-зывается утомляемостью, перегрузкой, эмоциональным и психологическим напряжением. Задача, стоящая перед педколлективом в первые месяцы учебного года, - сокращение периода адаптации учащихся с целью их скорейшего включе-ния в выполнение намеченных программ и планов. Данная программа нацелена на более успешную и безболезненную адаптацию начинающих свое обучение в Лицее учащихся 5 "В" класса и создание максимально благоприятных условий для самореализации личности детей, окончивших обучение в начальной школе Лицея. В ее выполнении участвуют учителя-предметники, психологи, медработник, родители, администрация, классный руководитель

.Программа помощи в адаптации учащихся в 5 -ых классах:

Пояснительная записка

С попытки ответить на вопрос, какова школа, в которой родители хоте-ли бы учить своих детей, учителя - работать и ученики - учиться, началась история тьюторства в нашем Лицее

Рамки, ограничивающие учительские размышления, были следующие:

-выполнение общих требований к образованию;

- необходимость придать выпускнику школы хорошие стартовые качества.

Родители хотели в разные периоды разного:

- реального, гармоничного развития ребенка;

- сбережения его здоровья; ·сохранения его желания ходить в школу;

-иметь возможность развития для детей,

- развития самоорганизации у подростка;

- помощи в профессиональной ориентации подростков, проявлении индиви-дуальных возможностей.  

Раздел 1. Коллективная деятельность по адаптации учащихся 5-х классов

Раздел 2. Координация деятельности педколлектива в период адаптации учащихся 5-х классов

Раздел 3. Подведение итогов

-подготовка отчетных справок по итогам проведения программы

-выработка рекомендаций, решений

-выявление проблем, требующих дальнейшего контроля

-проведение родительского собрания

-Анализ итогов совместной деятельности Лицея и родителей в период адаптации учащихся 5-х клас-сов

Содержание работы на период 2003-2005 г.г.

- Изучение литературы и передового опыта по проблеме одаренности

-Выбор методов диагностики для определения уровня одаренности учащихся

-Выявление одаренных детей и работа по индивидуальным программам развития с использованием инновационных педагогических технологий

- Работа с родителями учащихся

-Результативность работы по проблеме одаренности детей и обобщение опыта

Воспитательная деятельность строится на принципах:

-самоактуализации (побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию возможностей);

-индивидуальности (создание условий для уникальности классно-го коллектива);

-выбора (воспитание в условиях постоянного выбора содержания, форм, способов организации УВП и жизнедеятельности класса);

-творчества и успеха (развитие креативности, стимулирование работы по самосовершенствованию);

-доверия и поддержки (обогащение арсенала педагогической деятельности гуманистическими, личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания).

493910 Республика Казахстан г.Риддер,ул.Кирова 90
Тел. Факс.(8-236) 2-20-52
mailto:UVK_Licey@mail.ru
Hosted by uCoz