Карачёва Светлана Николаевна-преподаватель химии

 

 Система работы по формированию предметных и интеллектуальных умений и навыков в преподавании химии

При обучении учащихся любому умению (специальному, интеллектуальному) необходимо многократное повторение каждого из них. Психологи определили, что для сформированных умений необходимо от 16 до 30 повторений.

Учителю следует всегда учитывать эту особенность формирования умений и показывать образцы действий при:

1) первоначальном объяснении

2) повторять способы действий в различных ситуациях.

Учебники и пособия, с которыми приходится работать в настоящее время часто не содержат необходимого для сформированности умений, количества знаний ( не более 1-2-3 упражнений, задач одного типа ) при первоначальном объяснении или же для повторения действий в других ситуациях.

В условиях УВК "Лицей" обучение химии ведется по вариативным программам с сокращенным количеством часов в 8-9 классах. На 52 часа в общей сложности действующей программы в общеобразовательных школах. Параллельно с этим были и классы с углубленным изучением химии , где особенно остро ощущалась нехватка соответствующих учебников и пособий. В создавшихся условиях появляется ещё большая потребность в достаточном количестве соответствующего дидактического материала. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Появилась настоятельная потребность подборке комплектов упражнений и задач ( однотипных - при формировании элементарных, опорных умений; или же подобных, с усложняющими компонентами - для повторения способов действий в других ситуациях) При обучении химии на первом этапе при изучении темы "первоначальные химические понятия" в 8 классе очень важно, чтобы были сформированы прочные опорные (элементарные) умения. Это и овладение химическим языком, и умение оперировать химической формулой и химическим уравнением, производить элементарные вычисления. С первого же урока даю учащимся понятие химического элемента и химического символа и в домашнее задание включаю по 5 знаков для заучивания, с тем, чтобы через месяц учащиеся свободно оперировали 20-25 химическими знаками.

В начале каждого занятия в течение первого месяца по 5-10 минут использую хоровое прочтение знаков, для того, чтобы учащиеся быстрее научились идентифицировать нужный химический элемент. С этой целью использую комплект карточек, на которые нанесены химические знаки (знаки металлов - синим цветом, неметаллов - красным и т.п.).

Для того, чтобы учащиеся сразу же поняли, что химические знаки, формулы используют при письме, а называть вещества следует не формулами, а давать им соответствующие названия, с вышеназванными карточками выполняю следующие задания:

1)назвать (русское название элемента)

2)прочитать (произношение знаков)

3)латинское название некоторых неметаллов, с тем чтобы в последствии учащимся легче было понять как образуются названия сложных веществ например: при изучении темы "Валентность" даю учащимся понятие бинарных соединений (что для восьмиклассников совсем несложно ) и затем объясняю механизм образования названий таких соединений, которые связаны с использованием латинских названий неметаллов. Таким образом пополняется словарный запас.

Усвоив принцип номенклатуры учащиеся с удовольствием составляют и называют формулы и хлоридов, и оксидов, и гидридов и т.п. Считаю, что таким образом узнавание веществ происходит быстрее, да и формулы становятся понятнее, нежели работы с какими-то абстрактными "значками". Кроме того, кроме химических знаков с первых же уроков предлагаю для хорошего чтения и формулы сложных веществ, чтобы быстрее усваивалось верное произношение знаков. В комплект карточек входят формулы веществ разных классов,

например:

Для более быстрого формирования, умения составлять формулы с применением валентности, кроме упражнений, предлагаемых в учебнике, использую таблицы-решетки, например: CL S N Na Ca Al Cu При обобщении и систематизации знаний по теме "Первоначальные химические понятия" использую практикум "первоначальные химические понятия ", в котором подобраны вопросы и задания, охватывающие основные разделы изученной темы. Контрольную работу по теме провожу в виде тестов в два варианта. В вариотивном уч плане в 8 классе достаточно большая часть учебного времени отводится на изучение темы "Классы неорганических веществ" В работе над этой темой идет дальнейшее формирование как новых элементарных знаний; так и применение ранее сформированных в новых условиях Для сформированных навыков и умений в области классификации неорганических веществ и их номенклатуры использую дидактическую карточку, где приведены формулы веществ из классов оксидов, кислот, оснований и солей. (карточка). Эту же карточку можно использовать при изучении химических свойств и способов получения Задания могут быть разного типа например: в 1 варианте найдите формулу основного оксида (или кислотного) или др. и напишите уравнения тех. реакций, которые возможны между этим оксидом и другими веществами в этом варианте. Карточка может использоваться и при первичном формировании умений и при многократном повторении. Очень важно научить учащихся достаточно быстро и правильно писать уравнения реакций, происходящих между сложными веществами, уметь правильно определить идет или нет реакция, при каких условиях протекает. Для восьмиклассников процесс формирования знаний по этой теме достаточно сложен, так как приходится за достаточно короткое время осмыслить и большой объем новой информации. Определенную помощь оказывает на данном этапе брошюра - практикум "Классы неорганических веществ" Наибольшие затруднения вызывает составление формул получающихся солей в реакции щелочей с кислотными оксидами, поэтому упражнение N1 в брошюре посвящено только этому свойству, т. е. учащиеся должны написать 20 однотипных уравнений, используя 5разных кислотных оксидов и 4 щелочи, попутно называя получающиеся соли, осваивается номенклатура сложных веществ. Следующие упражнения включают в себя задания разных типов, которые позволяют отрабатывать умение быстро идентифицировать нужные вещества и их свойства, составить уравнения реакции. При этом в полной мере находят применение и развиваются такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ и синтез ,логическое мышление Какая-то часть заданий может быть использована для решения в классе, а какая-то для домашнего задания. Практикум носит разноуровневый характер ,т.е. в зависимости от состава класса, учебной программы могут быть использованы или все задания, или выборочно Данный практикум использую уже несколько лет ,как в математических ,так и в химическом классе. Итоговая контрольная работа по классам неорганических веществ бывает с достаточно высокими результатами. При повторении темы в начале 9 класса результаты проверки знаний бывают также довольно удовлетворительными. В 8 классе уч-ся приобретают элементарные умения, подлежащие развитию в дальнейшем на качественно новом уровне по сравнению с ранее сформированными изменениями. В 9 классе по вариативной программе учащиеся математических классов изучают темы : "периодический закон и периодическая система химических элементов" Д И Менделеева и "Теория электролитической диссоциации ". Для систематизации знаний и осмысления материала используется практикум - тест "Периодический закон и строение атома " содержащий 30 вариантов. Можно использовать этот тест и для проверки знаний учащихся, предложив для проверки выборочно группу вопросов Кроме того, практикум 'ПСХА и химическая связь применим при обобщении и отработке изменений после изучения двух тем: "ПСХЭ в свете теории строение атома " и "Химическая связь " Каждый учащийся получает вопросы, по которым может готовиться дома Можно работать с текстом практикума на уроке , прорабатывая те или иные вопросы , наиболее слабо усвоенные учащимися Наконец ,можно использовать при проверке знаний как отдельной группы учащихся ,так и всего класса в целом Тема "Теория электролитической диссоциации" является одной из важнейших тем общей химии При изучении данной темы учащиеся испытывают определенное сложности , в то время как овладение определенными навыками в этой области в последующем используются при характеристике св-в не только в неорганической, но и в органической химии Разрешить возникновение проблемы в той или иной степени позволяет составленная мною брошюра-практикум "Теория электролитической диссоциации" Часть вопросов в практикуме дает возможность учащимся проверить свои знания, уметь точно формулировать понятия. Например: 1.Как вещества подразделяются по электропроводным? 2.Какие вещества называются электролитами? Неэлектролитами? 4.Вещества каких классов относятся к электролитам? 6.Что называется электролитической диссоциацией? 8.Что такое ионы? 9.Что является причиной электролитической диссоциацией? И т.п. Из 49 предложенных вопросов 20 теоретического характера, остальные упражнения различного типа. Сначала учащиеся должны научиться записывать и быстро классифицировать ионы на катионы и анионы(N14,15,16),затем упражнениеN25 предлагает учащимся написать уравнения диссоциации электролитов разного состава от более знакомых Следующим этапом является этап формирования умений писать уравнения реакций ионного обмена с участием электролитов. Позволяет решить эту задачу упражнение N38,содержащее 12 однотипных заданий. Упражнение N40 позволяет научиться проводить обратную операцию по сокращенному ионному уравнению написать молекулярное уравнение реакции. Подобного типа упражнения N41,42,43.Упражнения N44-49 позволяют учащимся полученные элементарные умения в этой теме применить в несколько изменившихся условиях, где предварительно нужно решить какие вещества и как будут реагировать, затем записать уравнения реакций, используя знания, полученные в "ТЭД". В теме "Теория электролитической диссоциации" дается понятие кристаллогидратов. В учебнике нет вопросов, позволяющих запретить эти знания. В брошюру я включила 11 заданий(вопросы и расчетные задачи), позволяющих осмыслить понятие кристаллогидратов. Последний раздел брошюры посвящен гидролизу солей, т.к. понятие о гидролизе также дается в этой теме. Первая часть вопросов дает возможность учащимся ответить на теоретические вопросы, упражнениеN6 ,позволяет отработать практические навыки в определении типов солей и написании уравнений гидролиза. Данный практикум может быть использован в полном объеме прежде всего, конечно, в классах с углубленным изучением химии, или при полном объеме учебных часов. Но выборочно вопросы могут быть использованы и в классах с сокращенным вариантом программы. При изучении неорганической химии (химии элементов) в 9 классе прежде всего, конечно, в химических классах способствуют более успешному формированию умений и навыков. Такие практикумы, как: "Подгруппа кислорода", "Подгруппа азота" N1, "Подгруппе азота"(расчетные задачи), предлагаемые вопросы позволяют учащимся систематизировать знания в данной подгруппе элементов через призму опорных умений, полученных в темах, окислительно-восстановительные реакции,, ,,теория электролитической диссоциации,, 2 часов расчетные задачи разной степени сложности. Практикум ,,Окислительно-восстановительные реакции,, испльзуется частично при формировании первоначальных умений, являющихся элементарными в 8 химическом классе, или в 9 математическом классе. Повторно практикум может быть использован в 11 классе при изучении темы ,,Классификация химических реакций,, Упражнения 1-5 для повторения темы в новых условиях, в упражнении N6 кроме указанного задания, можно еще классифицировать ОВР. Подобные же задачи позволяют решать практикумы по курсу органической химии в 10 классе. Важно сформировать базовые знания по основным понятиям органической химии, на основе которых строится дальнейшее изучение всего курса. Определенные затруднения учащиеся испытывают при осмыслении принципов написания уравнений реакций в органической химии. Помощь в решении этой проблемы оказывает практикум ,,Химические свойства и способы получения алканов и циклоалканов,, Учащимся предлагается прорешать ряд однотипных заданий: реакций замещения, изомеризации, горения с участием алканов, а также получения различных алканов по реакции. Тест ,,Предельные углеводороды,, может использоваться и при отработке умений и навыков, и для контроля знаний. Кроме этих в органической химии используются практикумы ,, углеводороды,,(зачет), ,,Спирты и фенол,, При подготовке к контрольной работе по разделу ,,Кислородосодержащие органические соединения,, учащимся выдается соответствующий практикум, который позволяет систематизировать теоретические знания, применить в новых условиях ранее полученные навыки и умения по изомерии, прорешать упражнения, позволяющие повторить химические свойства и способы получения спиртов, фенола, альдегидов , карбоновых кислот и эфиров. В упражнении N13 осмысливается генетическая связь классов органических веществ. Завершается практикум расчетными задачами разных типов: на выход продукта, ,, на избыток,, c применением растворов. Формирование общелогических умений и навыков при решении химических задач При обучении химии одним из наиболее важных предметных умений и навыков является умение решать химические задачи , которое способствует развитию общелогических приемов мышления: сравнения, абстрогирования, обобщения, классификации и др. Различают несколько видов мышления: 1. Мышление рассуждающее, словеснологическое. Оно характеризуется использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. 2. Мышление наглядно-действенное. Решение задачи при этом осуществляется с помощью реального преобразования ситуации. Это мышление неотрывно от восприятия: человек решает задачу, глядя на вещи и оперируя с ними. 3. Мышление образное ( наглядно-образное ). Оно характеризуется тем, что человек представляет ситуацию и те изменения в ней , которые произойдут в результате преобразований, причем ситуация преобразуется лишь в плане образа. Все три вида мышления присущи человеку и функционируют при решении различных задач. В период школьного обучения мышление детей проходит путь развития от образного в младших классах до теоретического в юношеском возрасте. Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание. Условия задач должны соответствовать целям урока и отвечать общим дидактическим принципам: научности, доступности, должны обеспечивать развитие учащихся. Важнейшее требование к составлению задач - четкость формулировки условия и отсутствие лишних данных, сто особенно важно при формировании опорных элементарных умений при простейших вычислениях по формуле, по химическому уравнению, которые в дальнейшем будут подлежать развитию на качественно новом уровне или служить базой для формирования новых умений. Решение задач должно подчиняться главной цели - приобретению учащимися химических знаний и развитию логического мышления при изучении химических явлений. При выборе метода решения задачи следует учитывать знания и умения, приобретенные учащимися при изучении математики. Для решения большинства химических задач следует использовать уже имеющиеся навыки: 1) умение работать с формулой; 2) решение пропорций; 3) приведение к единице; 4) составление алгебраических уравнений. При решении задач использование буквенных обозначений упрощает запись условия задачи, придает задаче наглядность и помогает решить ее. Опорными элементарными умениями в 8 классе на первом этапе являются умение находить атомную массу, молекулярную массу, понятие массовой доли компонента и т.п. Для более успешного решения педагогических задач мною был составлен минисборник задач для 8 класса - "практикум "150 задач". Этот практикум может быть использован и в классах с сокращенным вариантом учебного плана, и работающих по обычной программе, а так же и при углубленном изучении предмета. Учитель может выбирать по своему усмотрению те или иные задачи, отвечающие определенным требованиям. В брошюре 5 разделов. 1 раздел "Массовая доля элемента". Разбит на 3 подраздела: А "Массовая доля элемента". Дает возможность тренировать учащихся в вычислении массовой доли в составе различных соединений, начиная от бинарных и заканчивая кристаллогидратами и смешанными солями. Попутно учащиеся тренируют умение вычислять молекулярную массу. ( Упражнения 1,2,3 включают 15 однотипных и в то же самое время отличающихся заданий ). Упражнения с 4 по 7 позволяют осмыслить понятие в изменившихся условиях. Например, вычислить массовую долю элемента в смеси двух оксидов этого элемента, если известна масса смеси. Подраздел А необходимо использовать в любых классах. Подраздел Б "Массовая доля компонента в смеси" возможно решать в классах с полной программой и в химических. Идет дальнейшее осмысление понятия массовая доля в новых условиях. Подраздел Б содержит 9 задач типа: Сплав мельхиор состоит из меди и никеля, массовая доля никеля в нем 20%. Определите массу каждого металла в мельхиоровой ложке, массой 50 гр. Третий подраздел В "Растворы" содержит 14 задач. К задачам этого подраздела обращаемся при изучении темы "Растворы". На данном этапе опять идет повторение и дальнейшее осмысление понятия "массовая доля". Так как задачи разной степени сложности, то самые простые задачи могут быть решены в обычных классах, а в химическом классе есть возможность прорешать все задачи. С обычными классами к более сложным задачам можно обратиться в конце года или на факультативе. В классах с высоким уровнем способностей можно так же решать на уроке. Примером простой задачи может являться следующая: массовая доля хлорида натрия в крови человека составляет 0,9% . Вычисляемое массу сам, содержащеюся в 1 кг крови. Усложняющими элементами задач является использование плотности для перевода объема раствора в массу, разбавление или упаривании раствора. Раздел 2 "Общие понятия химии. Закон сохранения массы вещества" Современные требования к решению задач предполагают свободное и обязательное использование одной из основных единиц измерение физических величин в системе СИ - моль- количество вещества. Следовательно, после того, как в 8 классе даем понятия "моль" следует многократно применить понятие научить очень быстро производить вычисления с применением "моль", "молярная масса", число Авогадро. Во втором разделе задачи 1, 2, 5 дают возможность тренировать учащихся в вычислении количества вещества по известной массе (в однотипных вычислений). Упражнение 3 (для 4-х веществ), 4 (2 задания), 8 позволяют отработать навыки вычисления наоборот - массы вещества, если известно их количество. Часть заданий связанны с применением числа Авогадро, к примеру Сколько молекул и атомов содержится в 4 молях озона? или : определите массу 5*10*25 молекул оксида углерода(IY) и т.п. Третья группа задач позволяет уже отработанные умения применять определенные мысленные операции, а не просто действовать по шаблону. Например: Сколько молекул воды содержится в одной чайной ложке, если масса этой воды примерно равна 4,52 г. и т.п. Умения, сформированные в данном разделе, очень важны как опорные элементарные изменения в дальнейшем при расчетах по уравнению. Последняя часть 2 раздела включает задачи, позволяющие осмыслить один из основных законов химии - закон сохранения массы вещества. Например: при разложении 7,2 г воды выделилось 0,8 г водорода. Чему равна масса полученного при этом кислорода? Раздел 3 "Расчеты по химическим уравнениям тепловой эффект реакции" В основе расчетов по уравнениям лежат умения учащихся из математики - решать пропорции. Подборка задач этого раздела дает возможность многократно повторить подобные действия для осмысления алгоритма решения задач такого типа попутно идет осмысление также нового для учащихся понятия - составлять химическое уравнение. Например: В решении железа с хлором получается 48,75 ч хлорида железа (ш). Вычислите массу железа, вступившую в реакцию. Использовать задачи из этого раздела следует при изучении и водорода, и кислорода, и кислот, т.к. в основе части задач - химические свойства этих веществ. Таким образом, есть возможность возвращаться к подобным задачам, что дает возможность учащимся, усвоившим сразу алгоритм действий, повторить и закрепить умения в новых условиях, а тем у кого были затруднения, работать над формированием данных умений. С тем, чтобы к концу учебного года научились производить расчеты по уравнениям все учащиеся, потому, что львиная доля химических задач и усложненных и комбинированных связана с расчетами по уравнению. Заканчивается раздел 3 группой задач связанных с применением нового понятия "тепловой эффект химической реакции" т.к. в основе этих расчетов тот же алгоритм действий, что и раньше, следовательно идет дальнейшее формирование умений производить расчеты по уравнению, где есть возможность сравнить, анализировать находить сходство и отличие таких задач. Например: 1) при соединении 4, 2ч железа с серой выделилась теплота равная 7, 15 КДЖ составьте термохимическое уравнение этой реакции. 2) какое количество теплоты выделится при сгорании 3,02 x 10 молекул метана, если термохимическое уравнение горение метана имеет вид: Раздел 4. "Молярный объем. Относительная плотность газов. Закон объемных отношений для газов" Предназначен для формирования умений применять молярный объем при расчетах сначала простые вычислительные операции: какой объем займут при н.у. 2,5 моль азота, 1,2моль углекислого газа и т. д. или какую массу имеют 8л Кислорода, 44,8л водорода при н.у. и т.п. Следующий этап расчеты по уравнениям с применением молярного объема. При решении этих задач идет Дальнейшее совершенствование умений решать задачи по уравнению. Например: какой объем водорода (н.у.) выделится в реакции 5,4ч алюминия с хлороводородной кислотой? Или: какая масса хлороводородной кислоты потребуется для получения 194,4л водорода (н.у.) при действии ее на цинк? 2-я часть раздела (относительная плотность газов и закон объемных отношений), прежде всего, предназначена в химических классах. Раздел 5 "Задачи на смеси" Содержит усложненные задачи, при решении которых необходимы умения сформулированные на первом этапе, оперировать понятием "массовая доля", расчеты по уравнению. Задачи из этого раздела учащиеся классов с углубленным изучением химии учу решать во 2-ом полугодии 8-го класса. При обычном варианте программы раздел 5 возможно использовать на факультативах, на 1-ом этапе подготовки к химическим олимпиадам. Раздел 5 содержит 24 задачи, которые подразделяются на 1) задачи, в которых только один из компонентов смеси вступает в реакцию с добавленным реагентом. Такие задачи решаются как обычные задачи по уравнению. Например: 12ч смеси алюминия с медью отработали соляной кислотой и собрали 7,4л водорода (при н.у.). Определите массовые доли каждого металла (%) в исходной смеси. 2) задачи, по условию которых оба компонента смеси вступают в реакцию. При решении таких задач необходимо введение переменной. Идет формирование новых умений, Которые базируется уже на нескольких опорных элементарных умениях, в.т.ч. из курса математики. При решении таких задач я предлагаю восьмиклассникам для лучшего осмысления задачи записывать условие задачи в виде графической схемы, отражающей последовательность операций и вопрос задачи. Например: при растворении в соляной кислоте 5,58г. смеси порошков железа и цинка выделилось 2016мл.водорода (н.у.) Определите массовые доли компонентов в смеси (в %). На схеме смесь обозначаем скобками, в к-х вписываем формулы в-в, в ходящих всмесь. 1). вводим переменную: пусть W(Fe) или (Zn)-X, тогда и (Zn)=1-X, выражаем через массовую долю массы металлов, затем вычисляем количество веществ. Далее: Записать уравнения реакций, составить пропорции, из которых опреде- лить количество выделившегося водорода составить алгебраическое уравнение и решить. Определив X, сразу получаем один из ответов задачи. В 9 классе учащиеся должны научиться решать задачи на нахождение массы (или объёма) продуктов реакции, если одно из исходных реагентов взято в избытке. Мною подобрано 53 задачи, условия которых соответствует выше назван- ному типу, но разных по степени сложности. Часть из этих задач оформлены в виде рукописной брошюры "Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке." В этом практикуме 46 задач. На отведенном специально для решения данных задач уроке на простых при- мерах осваивается алгоритм решения для учащихся является умение определить что взято в избытке, все остальные умения должны быть сформированы в 8 классе. Пример: К раствору содержащему 20г. хлорида железа (3) прилили раствор, содержащий 12г. гидооксида, натрия. Какова масса получившегося осадка.? Следующая группа задач с усложняющим элементом, но знакомым учащимся также из 8 класса, т.е. "массовая доля растворенного вещества." Например: смешали 20 г. 10% -ного раствора гидроксида натрия и 20 г. 10% -ного раствора серной кислоты. Каковы состав и масса образовавшейся соли.? Некоторые задачи используются при дальнейшем изучении нового химического материала, в результате чего через призму новой темы одет дальнейшее совершенствование умений в решении таких задач. Например : какой объем газа (н-у) выделится при действии 19.2 г. концентрированной серной кислоты на 21.6 г. серебра или задачи к теме "подгруппы азот, аммиак, соли амония, подгруппа углерода," "Металлы". В дальнейшем, когда у учащихся сформированы опорные элементарные умения в решении расчетных задач, идет дальнейшая работа по обучению. Решать комбинированные усложненные задачи. Я подбирала , классифицировала задачи и решала их. Сейчас в моём "арсенале": 1) 75 задач (с решением) - на нахождение формулы вещества разных типов: а) нахождение формулы по массовой доле элементов б) нахождение по продуктам сгорания вещества. в) нахождение формулы газа с применением закона объёмных отношений для газов. г) задачи на нахождение формулы вещества разных типов. 2) "На избыток"- 53 задачи (как уже упоминалось выше) 3) Количественные отношения для газов-69 задач 4) Общие закономерности течения химических реакций (тепловой эффект химической реакции, скорость химической реакции, закон действующих масс, правило Вант-гоффа, константа равновесия) - 47 задач. 5) Задачи с участием растворов (приготовление растворов заданной концентрации, способы выражения концентрации растворов, коэффициент растворимости, электролиз растворов и т.п.) - 134 задачи. 6. Комбинированные задачи из разных источников (сборник Хомиченко, из пособий для поступающих в разные ВУЗЫ и т. д.) - 85 задач. 7. Комбинированные задачи отредактированные в соответствии с современ-ной химической номенклатурой из журналов и сборников изданных ранее (30-35 лет назад) - 14 задач. Продолжаю работу в этом направлении. 8. Тетрадь с заданиями городских областных и республиканских олимпиад за 10 лет в которых принимали участие учащиеся лицея, (и занимали призовые места.) - (из них 132 расчетные задачи.) При обучении решению задач большое значение имеет обратная связь, т.е. Умение составлять задачи самими учащимися. Это дает возможность лучше осмыслить алгоритм той или иной задачи, а также способствует развитию общелогических умений. Даю задание на первом этапе составлять простые (типовые задачи) и про-решивать их. Например: в 8 классе уч-ся Кокорина М. ( уч-ся хим. класса) для реакции с 69г. натрия взято 35,5г. хлора. Найти массу образовавшейся соли. Уч-ся 8 класса ( с сокращенным вариантом программ) Рахимжанова С.- Найти массу железной окалины, которая получится при взаимодействии 63г. железа с кислородом. В конце школьного курса учащиеся уже составляют комбинированные задачи. Выпускница химического класса Мерингер Ольга, которая в 8-9 классе испытывала значительные затруднения даже при решении относительно простых задач, в 11 классе на областной олимпиаде заняла IV место. Задача, составленная Мерингер О. в 11кл: смесь меди и цинка обработали избытком раствора соляной кислоты, выделившийся газ пропустили через нагретый оксид алюминия, в результате чего образовалось 5,4г. твердого вещества. Такую же массу смеси сожгли в кислороде. В результате чего образовалось 44,3г. твердых веществ. Определите массовые доли металлов в исходной смеси. Сложившаяся система при обучении решений расчетных задач, а также применение практикумов, беру на себя такую смелость, сделать вывод, дает возможность достигать определенных результатов. 1. Участие и победы или призовые места на олимпиадах по предмету разного уровня. 2. Беспроблемно осваивать химию в дальнейшем при обучении в ВУЗАХ не только выпускникам химических классов, но и тем, кто закончил математические классы по сокращенной программе - химия.

 

493910 Республика Казахстан г.Риддер,ул.Кирова 90
Тел. Факс.(8-236) 2-20-52
mailto:UVK_Licey@mail.ru
Hosted by uCoz